Обычно под разумом подразумевают способность «мыслить и рассуждать», которая включает в себя:
– преобразование сознанием чувственно воспринимаемых внешних воздействий в образы и номены, представления и отношения мышления;
– сохранение их в памяти и последующее оперирование ими: постоянное соотнесение их друг с другом и отображение из «видимого» пространства образов и представлений в семантическое пространство знаков и наоборот;
– построение из них разных структур представлений и отношений Мыслимого-бытия;
– наделение элементов познаваемого мира предикатами (понятиями, предписанными свойствами), количественными и качественными характеристиками и отношениями.
Сознание дискретно отражает, преобразует и искажает воспринимаемые внешние идеи. А разум отображает их в системы субъективных представлений и отношений мышления, осознаваемых Мыслящим-«Я» как «внешняя реальность» бытия.
В процессах рассудочной деятельности разум, используя словесно-понятийный, логический аппарат речи, расчленяет Мыслимое на множества материальных объектов и явлений, устанавливает их пространственно-временные положения и взаимосвязи. А затем выстраивает из них условные модели-структуры отношений, прогнозируя развитие событий и определяя свои реакции и действия.
С помощью мышления он постоянно анализирует (разъединяет) и синтезирует (обобщает) разные аспекты Мыслимого, преобразуя их из одних систем отображений в другие. При этом Мыслящий-«Я» (Пуруша-Познающий) остаётся центром восприятий порождаемого им виртуального мира, меняя лишь свои состояние и отношения к нему.
Всё вышесказанное относится к сознанию, познающему мир посредством мышления и речи и потому допускающему ошибки. Которые вызываются искажениями, связанными с процедурами отображения и логическими операциями.
Однако кроме разума-рассудка, свойственного человеку (т.н. «низшего манаса», под которым понимается действие автоматически-бессознательных программ преобразований, восприятий и реагирований), существуют иные, высшие Разумы. А также Единое Сверхсознание-Ум, содержащее Вселенную в себе самом.
Иерархия Сознаний (Разумов и Воль) порождает иерархическую Сферу идей и представлений. И создаёт, материализуя из Ничто, многомерное и многоплановое Мироздание как обобщённое Мыслимое-голограмму, в котором всё связано со всем.
Его устройство и действующие законы, проникаемость феноменальных (материально-физических) миров и планов бытия «тонкими» мирами и их взаимозависимость во многом недоступны пока человеческим логике и мышлению. Тем не менее мир – познаваем.
Но постигнуть его принципы и взаимосвязи могут лишь души-сознания, достигшие внутренней чистоты, бескорыстия и любви (состояния «богоподобия»), способные приобщаться к Истине и становиться ею, обретая «код доступа» к информационной системе Вселенной. Это и есть состояние разума-Ума, воспринимающего высшие Идеи не столько логикой и рассуждениями, сколько интуитивно-целостным пониманием их.
Ум (Ом, Аум) действует посредством сердца и души, «восхождения» духа. А разум включается позже, на этапе осмысления воспринятых идей, преобразования их в образы, номены, представления и отношения мышления.
Пути к состоянию разума-Ума – просты и сложны одновременно. Никакими внешними упражнениями, медитациями, обрядами и действиями достичь его невозможно, но только внутренним перерождением, изменением отношений к жизни, людям, природе, Богу.
Нет «готовых рецептов для перерождения» человека, которые могут быть применены всеми людьми, точнее, крайне мало тех, кто способны ими воспользоваться. Вместе с тем существуют универсальные наставления, позволяющие встать на Путь самопознания и идти по нему с тем или иным успехом (например, Евангелия и «Бхагавад-гита»).
«Свой Путь» обусловлен тем, ка̀к человек понимает известные ему указатели и следует им. Его совершенствование определяется уровнем знаний (самопознания) и применением тех в жизни. А профанация связана с искажением и отвержением Божественных истин и зависит от состояния сознания индивида.
Истинами (идеями) проникнуто всё вокруг, но пока человек не способен их воспринять, он «проходит мимо» (они как бы обтекают его, не затрагивая). В своих текстах я излагаю собственное понимание высших Учений и Божественных Истин-Идей. Я – лишь транслятор и комментатор, переводящий их в понятные немногим фразы.