из книги «Беседы о самопознании», ИПГ 2004 г.
Знания и вера
Внешний мир определяется нашими отношениями к нему, к отдельным его проявлениям, и очень редки события, к которым мы сохраняем отстранённость. А сами отношения, позитивные или негативные, характеризуют то, каковы мы есть.
В мире не существует абстрактных «добра» и «зла». Все события и процессы в нём – нейтральны к человеку, лишь сами мы своими отношениями делим их на добрые и злые, постоянно примеривая на себя – хорошо нам от них или плохо. Поэтому так важно учиться самоконтролю и спокойствию (через смирение и отстранённость), управлению эмоциями, мыслями и желаниями, т.е. своими отношениями к миру и людям.
У человека есть два способа познания себя, а через себя (и только через себя, других путей нет) окружающего мира: через веру и через знания.
Вера характеризует возможность непосредственного восприятия отдельных граней Истины через сердце и любовь, минуя рассудок (метод т.н. интуитивного познания). При этом человек постигает взаимосвязанную систему частных истин-идей целиком во множестве их соответствий, в основном посредством чувства (в частности религиозного). Но вера означает одновременно и доверие, и верность (обычно Учению и Учителю, а на самом деле Истине, преобразуемой разумом в знание).
Сомнения возникают от того, что рассудок не в силах охватить весь комплекс отношений знания-веры (постигнутых аспектов истины) целиком и начинает копаться в отдельных взаимосвязях, не понимая их. Он ограничен «жизненным опытом» и возможностями используемых инструментов мышления. А верность-преданность становится барьером на пути сомнений, крепостью, которая сохраняет цельность мышления и миропонимания верующего. Путь веры – самый прямой и надежный.
Второй способ – формирование разумом субъективных представлений и отношений мышления, выражающих разнообразные проявления и взаимосвязи бытия, построение из них, как из кирпичей, пространственно-временного «храма» (иерархической структуры) знаний и обретение через это веры – более длительный и сложный. Но оба пути рано или поздно объединяются, дополняя друг друга и укрепляя человека.
На путях познания себя и Истины человек использует разные «инструменты»: книги, помощь Учителя, религию. Последняя ведёт к обретению веры, но редко знаний, так как основана на чувствах и эмоциях. Полезна, нужна ли она? Да, но каждый сам выбирает подходящий инструмент, способ и меру его применения.
Основное в религии – те радость и душевный (духовный) подъём, которые испытывает религиозный человек и которые перекрывают так называемые «радости жизни». Именно из-за этих чистых ощущений и чувств, в поиске их и в желании повторить начинает он свой путь веры. И это хорошо.
Только обретая нечто высшее, можно отказаться от низших стремлений и страстей. Но не надо их в себе убивать, нужно учиться контролировать их и управлять ими. Только тогда человек может жить в гармонии со Вселенной и быть истинно свободным.
Среди верующих всегда были и есть познавшие себя, кардинально изменившиеся люди, для которых их вера, знания и силы оказались соединены с высокими нравственностью и духовностью. Подлинные Святые были прежде всего служителями Истины и Любви, и именно они, просветлённые, во все времена двигали человечество вперед.
Что касается меня, то я верую в Истину и Любовь, в душу и дух человека, в его свободу выбора. Моя вера тверда как скала, но истинная вера сильна знанием и преданностью. Я верую в Бога и верен Ему, однако мой Бог – не совсем то, что представляешь себе ты и большинство верующих.
Внутренний, «тайный» Бог всегда присутствует в каждом из нас (см. Евангелие). И только от человека, его веры, знаний и сил зависит, каким этот Бог окажется – маленьким, гневливым и завистливым или чистым и светоносным, поднимающим до Своего уровня и делающим подобным Себе.