Изменение отношений, враги и ошибки, о вере и Боге
В мире всё взаимосвязано. События и явления не «случаются» сами по себе, но имеют причины и следствия, закономерности и предназначения. Они направлены на то, чтобы люди познавали себя и мир, думали, меняли свои отношения и изменялись к лучшему.
Резкие перемены, совершающиеся в человеке сразу и вдруг, очень редки. Гораздо чаще происходят неприметные дискретные сдвиги его состояний и отношений не только к событиям, но прежде всего к другим людям.
Они связаны с уважением чужих мнений и интересов, спокойным восприятием реакций окружающих и принимаемых ими решений, в том числе неверных, и предоставлением им свободы выбора А вместе с признанием укоренившихся в людях неведения, привязанностей и слабостей в борьбе со своими страстями, желаниями и страхами появляется сострадание к ним.
Всё это возможно единственно через постижение самого себя. Знаменитое выражение: «Ищу человека!», приписываемое Сократу, ходившему по Афинам днем с зажжённой лампой, означает поиск других в себе, затем себя в других и, наконец, себя в себе самом.
Сострадание возникает как результат вѝдения в других себя, и именно оно приводит к любви к ближним. Потому что проще всего возлюбить кого-то, став на его место. Однако истинные любовь и сочувствие приходят через самопознание, иного не бывает.
От того, что лишь малое число людей способны разглядеть в ближних отражения своих собственных противоречий, боязней и вожделений, рождается бездна непонимания, в котором захлёбывается современное человечество. А отсюда проистекает всё зло этого мира: ложь, агрессия, преступления и пр.
Только узрев в другом человеке себя, можно не желать ему (т.е. себе) плохого, не причинять вреда и делать то, что хотел бы, чтобы сделали тебе. В этом – исходные начала любви, братства и единения, возможности подавления эгоизма и самости. Такое внутреннее состояние становится абсолютно естественным при применении в жизни Евангельских заповедей, как основ нравственных норм человеческого общежития.
Главное – в отказе от насилия, воздействий на сознание и волю, свободу выбора людей. Если я вижу в них себя самого и люблю их, то уважаю и принимаю их решения, хотя могу не одобрять их. (Перефразируя Вольтера, можно сказать: «Я не всегда согласен с вашими выборами, но готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли свободно выбирать».)
А если я мудрее других и ведаю негативные последствия их ошибочных поступков, разрушительных для души и личности, то они рождают во мне горечь сожалений. Но при этом возникает понимание, что пока человек не готов к принятию верных решений, он должен пройти свои «круги ада» здесь, на этой земле.
И в результате потерь и страданий постараться найти безошибочные критерии выбора отношений и действий, внутренне изменившись. Такой путь несчастий и потрясений есть не наказание, но благо, так как побуждает личность к самопознанию и перерождению, и других благих путей не существует.
***
У всех, кто чисты побуждениями и отношениями, богаты знаниями и силами, врагов не существует. Дело не в том, что нет людей (и не людей тоже), желающих им зла и пытающихся препятствовать их намерениям и действиям. Но в том, что они замечают в помыслах, словах и поступках окружающих не столько порождаемое теми «зло» агрессивности, страха и эгоизма, сколько невежество, малодушие и отсутствие сил.
А потому не видят врагов ни в ком. Цель их жизни – не карать, но помогать. У них не бывает чувства мести и желания наказать, лишь скорбь и разочарование от ошибочных поступков других. От того, что кто-то упустил предоставленную возможность принять правильное решение и совершить рывок вверх, стать лучше, чище и тем самым избежать новых потрясений и страданий.
Все и всегда вредят себе сами («кто в силах причинить мне зло, кроме меня самого?»). Они же предоставляют без меры шансы, оказывая помощь делающим верные выборы и помогая взрастить силы готовым к этому. Это обретение сил и способностей, несоизмеримых с прежними, позволяет избранным ими заменить страх на надежду и радость, наполнить существование смыслом и уверенностью.
Их руки всегда направлены навстречу, а намерения бескорыстны. Надо лишь протянуть в ответ свои, и никому не будет отказано в поддержке. Они не вспоминают прошлые грехи и деяния людей, но помогают им начать новую жизнь «с чистого листа», не повторяя прошлых ошибок.
Хотя ошибки – естественны и нужны. Не ошибаются лишь те, кто ничего не делают, а от таких толку мало. Главное не в том, чтобы не совершать ошибок (это практически невозможно), но в том, чтобы учиться на них и «не наступать на одни и те же грабли». И смелей дерзать, реализовывая себя в деяниях.
Все, что здесь сказано, имеет к тебе непосредственное отношение. Да будут очи твои открыты, сердце чисто, а радость совершенна. Спокойно наблюдай за собой, контролируй себя, обретай смирение и терпение. А в остальном, что от тебя не зависит, пусть каждый ответственно делает своё дело.
***
Чем больше человек узнаёт, чем шире становится его «чаша вмещения». Но тем значительней оказывается круг явлений, в его знание не вписывающихся, и глубже понимание им своего неведения («я знаю, что ничего не знаю»).
Дело в том, что логические образно-номенальные возможности нашего мышления ограничены. Причём не столько в информационно-аналитическом аспекте, сколько в четырёхмерном пространственно-временном отображении сознанием (Мыслящим-«Я») своего Мыслимого-бытия. Представления внешнего мира, в котором человек ощущает себя существующим, меняются с его рождения и до самой смерти.
Вокруг нас имеются множества объектов, как нам кажется, мало влияющих на нашу жизнь. Но в процессах познания человечества все большее число процессов и событий объединяются открываемыми закономерностями в единое целое, позволяя предположить наличие в Мироздании всеобщих Законов, связывающих всё со всем. Отсюда – один шаг до идеи о Едином Боге-Творце, их установившем.
Это – внешние аспекты Божественного Начала и веры. С другой стороны, сознавая свою индивидуальность, мы интуитивно ощущаем себя частью вышестоящего Целого. У людей появляется чувство сопричастности с ним, как бы притяжение к нему и одновременно отталкивание. Последнее порождает самость и эгоизм (эгоцентризм), замкнутость на себя и изолированность от других.
А притяжение вызывает неудержимую тягу к Целому, желание приобщения, единения с ним. Подобное чувство возникает на бессознательном уровне и иногда переходит в религиозный, божественный экстаз (т.н. «озарение, просветление»). Тогда неожиданно включаются иные, блокируемые в обычном состоянии сознания интуитивные механизмы восприятия иерархической Сферы идей, многомерной и многоплановой.
При этом человек вдруг и сразу обретает новое знание (точнее, буддхи-понимание), но на весьма ограниченное время. Хотя и исчезающее потом, оно пробуждает в нём внутреннюю уверенность в существовании всеобщих закономерностей и Божественного Сверхсознания, Сверхразума-Сверхдуши как Единого Начала всего.
Таким образом, вера есть безусловное, не всегда логически оформленное и «разложенное по полочкам» знание как внутренне неколебимая убеждённость. А так как познание есть процесс, то и утверждение веры тоже процессуально.
Не важно, в каких формах и представлениях она в человеке проявляется и выражается: вера в Бога как Сверхличность или в Безличный Абсолют. В любом случае это – вера в Первопричину, Источник неукоснительно действующих высших Божественных Законов, побуждающая к поиску, познанию себя в Божественном и Божественного в себе, к стремлению не противостоять Мирозданию, но сотрудничать с ним.