Могут возразить, что размещение на сайте суда материалов проходящих дел представляет опасность для их участников. Но Законом (пунктом 3 статьи 15) специально для этого установлено, что при размещении таких документов в сети «Интернет» должна быть обеспечена безопасность сторон.

Кроме того, в пункте 4 статьи 15 Закона говорится, что при публикации в Интернете текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, такие положения необходимо исключить. Наконец, пункт 5 статьи 15 Закона определяет исчерпывающий перечень судебных текстов, вынесенных по делам, которые не подлежат размещению в сети «Интернет».

Следовательно нет оснований для закрытия гражданам и иным субъектам общественного контроля (кроме участников судебного разбирательства) доступа в сети «Интернет» к текстам принятых судебных актов и приговоров суда, вступивших в силу. Тем не менее из-за ограничений в получении указанной информации сегодня сложно организовать эффективный общественный контроль над деятельностью судебной власти. Например, на сайте Верховного Суда Российской Федерации есть окно «Электронная справочная», в которой содержится раздел «Тексты судебных актов» (http://www.vsrf.ru/indexA.php).

Но, не зная номера, даты и вида документа, типа дела и инстанции нельзя с ним ознакомиться. Формально норма закона соблюдена, но информация остаётся открытой только для узкого круга лиц – участников судебного разбирательства. А иным субъектам общественного контроля трудно проанализировать содержание судебных материалов.

Этот недостаток относится и к другому разделу сайта: «Справочная информация по жалобам» – гражданским, административным и уголовным делам по экономическим спорам (http://www.vsrf.ru/vs_cases3.php).

Однако люди, не знающие заявителя и номера жалобы, не могут ознакомиться с ней на сайте. Аналогичная ситуация в субъектах Российской Федерации. Всё это, конечно, ограничивает возможности контроля граждан, ассоциаций юристов и адвокатов, других общественных организаций над деятельностью судебной власти.

Где же выход из формальной открытости судов? Он заключается, на мой взгляд, во внедрении политико-правовых механизмов прозрачности и ответственности в их деятельность посредством цифровых технологий.

А начать следует с создания электронного портала «Действенный народный контроль», на котором можно открыть специальное окно, посвящённое деятельности судов в Российской Федерации. К нему могут обращаться участники судебного разбирательства по всей стране, которые имеют доказательные материалы по принятым неправосудным судебным решениям и приговорам, вступившим в силу. Общероссийский электронный народный контроль может использовать все законные средства, которые необходимы для отмены таких решений судов. Как следствие, будет запущен механизм ответственности в деятельность судебной власти.

С одной стороны, это принудит судей добросовестно исполнять свои непосредственные обязанности. А с другой стороны, поможет судейскому сообществу навести порядок в своих рядах – стать ответственными и компетентными, остерегаться взяток, проводить справедливые, объективные и беспристрастные судебные разбирательства. В результате суд начнёт гарантировать соблюдение закона всеми без исключения.

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

открыть закладку    создать закладку