из книги «Беседы о самопознании», ИПГ 2004 г.
Противоположности
Противоположности – основа этого мира. Они, как стороны монеты, неотделимы друг от друга, но когда смотришь на одну, то не видишь другую, хотя она незримо присутствует и есть часть единого целого. Так и во всём существующем имеются два полюса, «плюс» и «минус». Взаимно отталкиваясь и отрицая, но одновременно дополняя друг друга, они влияют на соответствующие аспекты бытия.
Мироздание возникает и формируется как совокупный результат взаимодействий множеств встречных, противоположно вращающихся вихрепотоков энергии, порождаемых этими полюсами. А их противоречивое единство обеспечивает его устойчивость и развитие. В этой исходной двойственности материи – начало, смысл и цель жизни.
Противоположности и их взаимодействие (борьба) были, есть и будут всегда, относись к этому спокойно. Тем более что жизненный путь человека редко связан с осознанным избранием им направления к «плюсу» или «минусу».
Строго говоря, все движения, происходящие в мире (вокруг тебя), к тебе не относятся. Сознание человека есть точка-Ничто и характеризует состояние внутреннего наблюдателя (Мыслящего-«Я»), который – вне событий, хотя постоянно воспринимает и познаёт их, примеривая на себя и ощущая себя их участником.
Идеальное, наилучшее его состояние – отстранённость, так как главное – не то, что существует вовне, но то, что происходит внутри него, что и есть он. А это – лишь совокупность его отношений, субъективных оценок внешних ситуаций.
В мире ежесекундно происходят множества явлений: вспыхивают и гаснут звезды, гибнут и рождаются живые существа, одни люди страдают, другие радуются. Однако подавляющее большинство этих событий не воспринимаются нашим сознанием.
Мы замечаем лишь незначительную их часть, те, к которым как-то относимся, примеряя на себя: хорошо нам от этого или плохо. А сами события – всегда нейтральны и безличны.
Похожая аналогия – просмотр кинофильма. Человек погружается в происходящее на экране действо, хотя оно никак с ним не связано, одних героев он любит, а других ненавидит. Главное – не в том, что он переживает и как к чему-то относится, но почему переживает и относится именно так, а не иначе.
Это «почему» – основное в самопознании. Когда человек учится всегда и во всем задавать такие вопросы и находить на них правильные ответы в себе самом, он постепенно из непосредственного участника событий превращается в отстранённого зрителя, оказывающегося вне происходящего. А это рождает в нём кротость, смирение, терпение и понимание других.