Долготерпение, как писал ап. Павел, – одно из главных достоинств человека. Нам часто кажется, что мы переменились и готовы к важным, большим деяниям, к осуществлению поворотных в нашей жизни событий. И мы удивляемся, почему те не происходят, не понимая, что великие свершения накапливаются из множеств малых, подчас неприметных действий, наших реагирований на происходящее вокруг.
Мы всегда таковы, каковы наши оценки и суждения, намерения, слова и дела. Нельзя стать другим сразу, одномоментно. Жизнь складывается из тысяч мгновений настоящего, меняющих состояние сознания, а также представления и отношения мышления, которые в совокупности определяют Путь. Основная сложность его – в каждодневном труде самопознания и самоуправления.
В жизни нет мелочей, каждая нередко оказывается соблазном и искушением и может опрокинуть, отбросить человека назад, порой безвозвратно. Именно поэтому в них «прячется дьявол», а Путь превращается в непрестанную борьбу с собой, связанную с принятием решений, эгоистичных или нравственно-духовных.
Эти свободные выборы каждый из нас всегда совершает сам. Никому не позволено в них вмешиваться, но лишь искушать, соблазнять и предлагать, подсовывать ложные варианты.
Сможешь ли ты выстоять в этом сражении, выдержать и пройти свой Путь до конца, зависит от тебя. Я могу единственно помочь советом. Учеником становится тот, кто внутренне готов воспринимать рекомендации и пожелания Учителя как обязательные к исполнению. А это непросто, так как незнание ученика, непонимание или неполное понимание намёков и замечаний Учителя обязательно порождают сомнения. Однако Учитель ограничен в их устранении до тех пор, пока ученик не сможет «вмещать» многое.
Самоконтроль, как наблюдение над собой, анализ своих поведения, реакций и отношений, критическая оценка их и выводы на будущее, должен стать привычкой, нормой жизни. Нужно научиться понимать, почему ты реагируешь и поступаешь так, а не иначе, в чём причина этого, каковы движущие тобой эмоции, мысли и чувства.
Речь (язык) играет существенную роль в формировании личности. Есть несколько способов мышления. Самый распространенный – с помощью слов, именно так мыслят подавляющее большинство людей. Второй способ – посредством образов и представлений. Имеются и другие, более сложные.
В развитии человека главным является то, что он полагает для себя наиболее важным: внешние проявления жизни или внутреннее состояние, в том числе духовно-нравственное. Если первое, то он становится рабом обстоятельств, постоянно подстраиваясь под них или пытаясь как-то изменить своими действиями.
При этом определяющими в его отношениях и реакциях оказываются слабость и страх. С одной стороны, – боязнь будущих событий и изменения внешних условий. А с другой, – опасение быть не похожим на других, выделиться из окружения; гораздо безопаснее затеряться в толпе, стать «как все».
Но если внутреннее, духовно-нравственное начало развито, то самоуважение, вера и ощущение собственных сил не позволяют человеку опуститься в любых жизненных ситуациях. Он не способен предать себя внутреннего, и установка «я могу и должен» (а это и есть сила духа) становится основной.
И тогда всё равно, что о нём думают и говорят другие. «Я не могу не быть самим собой, потому что должен и хочу этого». Сила духа и воли таких людей возвышает их в глазах окружающих и заставляет уважать, считаться с ними даже тех, кто их ненавидят.
Главный Храм – ты сам, ты его священник и верующий-прихожанин. Твой внутренний Бог никогда тебя не покидает. Если ты его не слышишь или не находишь, значит просто не там либо не так ищешь. Ведь человек – не только Путь, но и главная преграда его. А если ты ощущаешь веру и любовь, если твой Бог с тобой, то не может быть места печалям. Так ищи радость и веру, и обретёшь их.