1. Модели реагирования: «игра», «вера», «борьба»; пути изменения мира.

Любые события воспринимаются таковыми, когда мы к ним как-то относимся. А сами отношения определяются физическим и психическим состоянием, особенностями мышления, знаниями, верой и любовью человека. В похожих, но отличающихся обстоятельствах и состояниях его реакции часто бывают иными.

Если на уже произошедшие события мы практически не в силах повлиять, то можем менять свои отношения к ним, а это и есть контроль сознания. При этом существуют разные модели восприятий и реагирований,  в том числе следующие.

А) Модель Игры. В процессе развития жизненных ситуаций человек связан с другими людьми некими правилами и условностями поведения. Причём всегда имеется определенная иерархия их.

Например, государственные отношения как свод установленных законов и ответственности за их нарушение оказываются вышестоящими по сравнению с нормами поведения (отношениями) на работе, в семье, в школе, в тюрьме и т.д.

В жизни-Игре человек вынужден исполнять общие для всех правила, хотя бы и негласные, но всеми одинаково понимаемые и принимаемые, и ожидает обязательного выполнения их окружающими. При этом социальный статус индивида – его положение в обществе или общественной группе – зависит не только от следования (в идеале сознательного, а не под страхом наказания) заранее установленным и известным ему правилам, но и от его возможностей требовать и добиваться соблюдения их прочими «игроками».

Вот в этом требовании одинакового исполнения правил всеми участниками Игры и «зарыта собака». Мы часто не знаем полностью своих прав и обязанностей (игровых правил) либо не хотим или не можем исполнять эти обязанности и боимся настаивать на обеспечении своих прав другими людьми.

«Правила Игры» (твои права и обязанности) тебе обязаны сообщить, устно или письменно, и выполнять. А ты имеешь право требовать их неукоснительного соблюдения всеми (но воспользуешься этим или нет, зависит от тебя, от живущего в тебе страха).

Так как это всего лишь Игра, то побеждают в ней те, кто умеют верно и смело применять все разрешённые правила. За это не наказывают.

В соответствии с приведённой моделью ты можешь и должен сам разрешать возникающие проблемы и ситуации. Это – твоя жизнь, и ты будешь в ней либо победителем, либо побежденным.

Твоё положение в этой Игре зависит от твоих знаний и сил при выборе поведения и отношений в конкретных обстоятельствах и от умения реализовать все допустимые правила. А главное – от твоего бесстрашия и уверенности (веры).

Часто правила Игры бывают до конца не известны её участникам (в соответствии с принципом: «поди туда, не знаю куда, и принеси то, не знаю что»). Эта неполнота знаний составляет важную особенность любой Игры: те, к кто в ней задействованы, должны сами познать все существующие правила и выбрать верные алгоритмы своего поведения. Но мужество, упорство и настойчивость (воля) – необходимы всегда.

Б). Модель Веры и Любви. Если ты веришь (т.е. внутренне неколебимо знаешь):

– что жизнь есть реализация Божественного Замысла, Идеи, которая изначально и на всех этапах своего проявления есть Благо и не содержит в себе никакого зла;

– что всё происходящее основано на строгом и неукоснительном действии Высших Законов (как правило, плохо понимаемых людьми или вовсе им неизвестных);

– что твои неудачи и достижения в жизни определяются тем, действуешь ли ты, определённым образом относясь ко всему вокруг, против этих Законов (Божественной Воли) или в соответствии с ними,

то эти вера и знания помогут тебе подняться над событиями и «случайностями» (которых на самом деле не существует) и взглянуть на них со стороны, «сверху».

И тогда все невзгоды и неприятности жизни окажутся проверками и испытаниями, которые ты можешь и должен выдержать и преодолеть и которые не бывают непереносимыми. По сути все они есть Благо, шансы, которые предоставляются, чтобы ты мог познать себя и измениться, возвысившись над собой прежним, став сильнее и мудрее.

Но если всё происходящее изначально есть Благо, и лишь ограниченный неведением разум может полагать какие-то из событий несчастьем, горем и злом, если человек находит внутренние духовно-нравственные силы, чтобы воспринимать окружающий мир наполненным Божественной Любовью, то в душе его непременно рождается ответная любовь, как радостная сопричастность и благодарный ответ Всевышнему.

В отличие от первой модели (Игры), где реакциями на события являются действия, в данном случае у человека возникает состояние любви и радости. А так как подобным образом можно относиться ко всем без исключения ситуациям, то жизнь оказывается бытиём в сменяющих друг друга состояниях радости и любви.

В). Модель Борьбы. В соответствии с ней личность-«Я» отделена от внешнего мира и противостоит ему. Мир – изначально враждебен и требует активного противодействия, борьбы с ним. Такая модель порождает в человеке состояния страха и агрессии. Он видит во всём зло и сам становится злом, сжигая в нём свои душу и жизнь.

Существуют и иные модели реагирований на происходящие вокруг события. Которой из них следовать, зависит от человека, его знания-веры, состояния сознания и любви. Решать тебе, в каком мире ты хочешь и сможешь жить, какой готов внутренне принять.

Конечно, эти модели не равнозначны по характеру восприятий, затратам психической энергии и волевым усилиям. – По тем состояниям (сознания) и отношениям, которые требуются от человека для их реализации и бытия в соответствующем мире.

Возможны и разных сочетания их, например, внешнее реагирование  по модели «Игра», а внутреннее состояние (отношение к событиям) по модели «Вера». Такой симбиоз является вполне рациональным и оптимальным.

Я описал эти модели, дабы лишний раз показать, что мы сами, своими представлениями и отношениями формируем окружающий мир и определяем его качество. А «внешняя реальность» есть проявление строгой иерархии проникающих всё идей и законов.

Субъективные восприятия и отношения мышления делают мир-Мыслимое таким, каким Мыслящий-«Я» его видит и представляет. Вместе с тем бытиё личности всегда есть отражение (и отображение) сознанием высшей Сферы идей. Поэтому мир человека всегда таков, каково состояние его сознания.

Отсюда вытекают два пути  преобразования мира:

– действовать, перестраивая природу, общество и влияя на воспринимаемое, объективируемое разумом бытиё;

– менять отношения к событиям, людям и Богу, изменяя субъективный мир личности.

Первый из них есть путь внешних перемен, реализация моделей «Игра» и «Борьба». Второй связан с изменением состояния сознания (модель «Вера»). Первый путь – проще, так как основан на автоматическом действии инстинктов и рефлексов, однако он не приводит к развитию внутреннего человека, хотя и допускает тренировку эмоций и воли.

Второй путь возможен только за счёт внутреннего самосовершенствования. Он – неизмеримо сложнее и труднее, так как не позволяет себя оправдывать и щадить. Здесь человек становится и средством, и целью изменений, объектом непрестанного самоконтроля и одновременно источником всяческих соблазнов.

Начало движения по второму пути отнюдь не гарантирует его благополучное завершение; сорваться, «упасть», предав себя, можно любой момент. Однако и награда велика, причём не когда-то потом, в иной жизни, а в этой: на каждой достигнутой ступени, при малейшем внутреннем изменении человек обретает новые силы и радость, укрепляется в вере и любви.

 

открыть закладку    создать закладку