37. Свобода и Путь человека; беспокойство

 

В обычном, внешнем человеке происходит непрестанная борьба между «надо» и «хочу». Причём последнее проявляется в виде неуправляемых страстей и вожделений, а также страданий из-за их неудовлетворения.

Личные интересы людей пересекаются и противостоят друг другу, порождая враждебность и агрессивность, ложь и обман, предательства и преступления, войны и убийства. Для их ограничения и сохранения общественного устройства используются моральные нормы и правила, а также государственные законы.

Эти условные «надо», часто отождествляемые с «нельзя», человек воспринимает как принуждение и вынужден с ними мириться. Отсюда – поиски «свободы» и «счастья», таких состояний бытия, при которых внешние препятствия, подавляющие его желания, исчезают (хотя такая «свобода» всегда связана с низшим, бессознательным началом, с победой инстинкта над умом, а рассудка над душой).

Как следствие, человек начинает бороться с властью и другими людьми за абстрактную, невыразимую «свободу» личности. Ему кажется, что как только она наступит, и внешние узы спадут, он станет наконец счастливым. Но это – ложные представления.

Эксперименты по обретению человечеством «счастья», в том числе через революции, не раз уже проводились. И всегда они приводили к хаосу, неконтролируемому подавлению прав и свобод людей и уничтожению одних другими, наиболее приспособленными к злу.

По-настоящему свободным человек становится тогда, когда «надо» начинает звучать в нём как осознанная потребность, столь сильно и мощно, что заглушает бессознательно рождаемые «хочу». Именно в этом противоборстве двух начал – сознательного и неосознаваемого – рождаются его свободные и ответственные выборы, те единственные «хочу», которые отождествляются с «надо» и между которыми исчезают различия.

Такое состояние сознания позволяет ему ощутить полноту жизни и бытия, а также непреходящие радость и счастье, преобразуемые в спокойствие и уверенность. Их нельзя получить как «дар и благо», но можно обрести через познание себя.

А это – длительный процесс. И чем дальше человек идёт по Пути самопознания и самоуправления, тем шире и выше его состояние внутренней свободы и счастья, которое не в силах ограничить никакие внешние условия, даже тюрьма и угроза смерти.

Он может быть свободным и счастливым, а тем самым самодостаточным всегда и везде. Человек – и раб, и освободитель свой («Утешитель»). Однако для того чтобы пройти по Пути внутреннего Блага и Света, ему необходимы знания и силы.

А они, как и состояние сознания, находятся в непрестанном изменении. Родившийся, да и сложившийся (сформировавшийся физически, физиологически, психически) индивид не обладает ещё максимумом знаний и сил, но лишь зачатками и потенциями их.

Далее всё зависит от того, как он эти потенции раскроет и реализует (и способен ли на это). Причём приращение знаний и сил характеризуется важной особенностью: чем больше тех имеется, тем шире «чаша» вмещения их (которая индивидуальна).

***

О «беспокойстве», связанном с приходом осени. Сезонные и погодные факторы, изменения давления и температуры, лунных фаз и др. оказывают влияние на психическое состояние и самочувствие человека и нередко вызывают у него бессознательное чувство тревоги. Мне тоже жаль окончания лета.

Однако природа демонстрирует при этом иные свои стороны, которые ничем не хуже прочих. Надо лишь суметь их увидеть и ощутить. Жизнь – прекрасна и многообразна, в том числе окружающими людьми, происходящими в ней процессами и явлениями, и такое её восприятие изгоняет из сердца печаль.

 

открыть закладку    создать закладку