- Любовь внешняя и внутренняя.
Любые действия есть проверки и испытания для совершающих их и для всех остальных, кто реагируют на них своими ответами (причём чаще для последних). Люди должны научиться думать о целях своих деяний, средствах их реализации и обязательно наступающей за этим ответственности.
Мало кто способен «быть таким, каким мог бы стать». Но каждый – всегда такой, какой есть, каковы его состояние сознания, знания и отношения. Даже меняясь внутренне, человек остаётся самим собой, хотя и чуть другим.
«Он таков, какова его любовь». Да, но человек обладает двумя видами её, внешней и внутренней, по-разному выражаемыми в отношениях к себе, или к ближним, миру и Богу. Они всегда противостоят, хотя и дополняют друг друга в гармоничном единстве.
А гармония эта состоит в том, что чем больше у нас одной любви, тем меньше другой. Нельзя силой воли и разумом (так как не разум управляет волей, но воля им) подавить любовь к себе, если не проявлена или имеется лишь в зародыше любовь к ближним и к Богу, Божественному Началу.
Нам кажется, что Бог где-то далеко, однако Он всегда пребывает внутри нас. Также и Божественная Любовь приходит не откуда-то извне, из «космоса» или с «небес», но изнутри, рождаясь в нас самих. И мы можем либо открыть её шлюзы, изливая из себя и тем самым ощущая присутствие этой любви в себе и в мире, либо навсегда оставить их затворенными.
Самоконтроль есть первый шаг на пути познания и преобразования себя, замены неосознаваемого осознанным, пробуждения души и разумно-сознательного начала, укрощения своих инстинктивно-рефлекторных реакций и эмоций.
Второй и главный шаг – раскрытие и утверждение в себе любви к Богу через признание присутствия «То», Божественного Начала во всех без исключения явлениях окружающего мира. Бог есть всё и во всём, в том числе в нас самих. Познать Его таким – величайшее достижение и высочайший дар. Лишь малое число из т.н. «верующих» готовы к этому.
Самоконтроль, как «Путь разума», не способен подавить любовь к себе, но помогает быть честным с собой, понять причины своих отношений и поступков и ограничить себя в желаниях, самости и эгоизме. Он не может прирастить волю, так как та разуму не подвластна и есть производная от любви человека: «что он любит, то и хочет, к тому и стремится» (проявляя волю).
Только внутренняя, Божественная любовь позволяет взрастить волю и через неё устремить разум («Путём любви») к иным, высшим целям и желаниям. Так единство любви к себе и любви к Богу проявляется в гармонии воли и разума личности. Совершенный человек всегда осознанно делает то, чего желает внутренне.
Из множеств идей, проникающих сознание и отображаемых в образы, номены, представления и отношения мышления, сохраняются (вмещаются в «чаше») лишь те, которые принимаются нами и становится нам принадлежащими (хотя в действительности всё это – информация, знания, любовь – есть проявления Божественного «То»). Остальные уносятся прочь, оставляя нас равнодушными.
Именно поэтому человек, по Сведенборгу, есть «восприниматель» идей. Преобразованные в его знания и убеждения, они превращаются в веру, а «чаша вмещения» возрастает и становится способной воспринимать всё больше и больше.
Вера через применение знаний в жизни плавно переходит в любовь, любовь – в волю, а воля, управляя разумом, – в сознательные действия. Воля без разума и самоконтроля ни на что хорошее не способна и ведет к эгоизму, лжи и лицемерию, к любви к себе. Нельзя сказать, что кто-то (например, пьяница или наркоман) безволен. Наоборот, в удовлетворении своих желаний человек проявляет подчас недюжинные хитрость и изворотливость (но на что они направлены?).