1. Кризис знаний; сроки и времена

 

О «запутанности в ситуациях и невозможности сделать этический выбор».

Во-первых. «Внутреннее знание», как выстроенная мышлением структура представлений и их взаимосвязей, не «рассыпается вдруг на несвязанные фрагменты». Большинству из нас не хватает обычно не столько знаний, сколько веры, преобразующей их в любовь – в стремления и потребности личности, реализуемые затем в действия.

Это часто приводит к тому, что знания требуют одного (определённых отношений, выборов и поступков), а внешняя любовь, формируемая вожделениями, эмоциями, страхами и гордыней человека, жаждет другого.

В течение ряда жизненных коллизий эта дисгармония между «хочу» и «надо» накапливается, зреет незаметно для него и ощущается как раздражение, дискомфорт и неудовлетворённость собой. Наконец наступает момент, когда такого рода дисбаланс проявляется явно и зримо в бытовых, стандартных обстоятельствах.

Это – как нарыв, который обязательно должен лопнуть. К сожалению, при его «прорыве» желания и страхи почти всегда побеждают знания, объявляя их неполными, разваливая на отдельные части и лишая Мыслимое цельности и единства взаимосвязей.

Подобная кризисная ситуация, как и при тяжёлой болезни, приводит к одному из двух вариантов разрешения:

– к «выздоровлению», как пересмотру Мыслящим-«Я» соответствий между «хочу» и «надо», порождению им новых отношений и внутренних потребностей (иной любви) и уточнению системы взаимосвязей в субъективной картине миропонимания;

– или к падению и деградации, душевной «смерти» личности, когда желания, сильные и эгоистичные, отвергают обретённые знания, и человек довольствуются жизненным опытом и бессознательно-инстинктивными реагированиями.

Описанная ситуация «кризиса знаний» – типична и естественна. Спиральная цикличность развития жизни и бытия определяется именно этим непрестанно возникающим противоречием между знаниями и любовью (применением тех в жизни) и возможностями его разрешения. Знания влекут за собой любовь, а та преобразует их в веру, позволяя Познающему обрести силу духа.

Не стоит пугаться этого естественного процесса, но надо контролировать свои желания, реакции и поступки. Стараться познать себя и научиться управлять собой и своими отношениями.

Что касается шизофрении, то она относится к тем случаям, когда люди, будучи не в силах сделать выбор между «хочу» и «надо», пытаются совместить их в виртуальных пространствах восприятий. Либо, когда новые знания не соединяются с прежними представлениями, человек начинает пребывать в двух (а иногда и более) разных «реальностях» (как у Пелевина в книге «Чапаев и пустота»).

Во-вторых. В этом мире существуют и благополучно уживаются две модели поведения:

а) неукоснительное (или преимущественное) следование высшим Божественным Законам;

б) соблюдение внешних, установленных государством и обществом «правил Игры».

Государственные законы и моральные нормы (не нужно путать их с нравственными критериями) необходимы, прежде всего, для минимизации вреда, причиняемого человеком окружающим. И неважно, что он исполняет их это лицемерно, ради выгоды.

С другой стороны, внешние правила поведения позволяют легко создавать ситуации выбора, побуждая людей думать, обращаться к Богу, к своей душе и Божественным Законам (чаще всего это происходит с ними во время несчастий и невзгод).

Допустимо всё, что разрешено «правилами Игры». Но если в какой-либо ситуации возникает внутренний протест из-за расхождения их с познанными и осознанно воспринятыми индивидом Высшими Принципами бытия, то желательно действовать в соответствии с последними.

Однако ни к чему насиловать себя. Попытки следования Божественным Установлениям без истинной веры и любви (не столько как «надо», сколько как «хочу») характеризуют высшую степень лицемерия человека и профанации им знаний.

 

открыть закладку    создать закладку