В телевизионных программах, ток-шоу, журналистских статьях и репортажах, в выступлениях политиков, экономистов, бизнесменов, «деятелей культуры» и «творческой интеллигенции» ярко проявляется лицемерие и фарисейство представителей гражданского общества, претендующих на звание «элиты», которые привычно думают одно, говорят другое, а делают третье. Но как далеки их самолюбование, «ярмарка тщеславия», стремление к известности, богатству и близости к власти от жизни и тягот народа!
Значительная часть людей, в том числе относящих себя к «христианскому миру», продолжает существовать по нормам Ветхого Завета. А Учение Иисуса превратилось во внешнее принятие «веры» при фактическом внутреннем её отрицании.
Пережив за свою историю много разных верований, человечество построило современную цивилизацию на базе практического атеизма. Люди порой посещают храмы, рассуждают о Едином Боге и обращаются к Нему с мольбами-просьбами, но перестали в своих отношениях и действиях следовать Божественным Заповедям.
«Человек разумный», не став духовно свободным и даже не приблизившись к этому, по-прежнему остаётся рассудочно-инстинктивным. Свой разум он отождествляет с мозгом и не связывает с Умом-Единым, включающим в себя всё и всех.
Столетиями Нагорная Проповедь повторяется с амвонов и алтарей, но проходит мимо душ и сознаний миллионов людей, не понимающих или отвергающих её смысл. Иисус, «взошедший на гору» высшего состояния озарения, духа и любви и приобщившийся к Истине, обращался к тем, кто способны были его понять, однако таких за прошедшие столетия оказалось крайне мало. Попробую, как смогу, прокомментировать его слова.
«Блаженны нищие духом». Нищ – тот, у кого чего-то нет, и кто ощущает свою нищету. Не имеющие денег желают богатств, тщеславные вожделеют славословий, лишённые власти мечтают о вершинах её. Но стремящиеся к знаниям и любви жаждут духа.
Для нищего его нищета – своего рода «комплекс неполноценности», непрестанный укор, не позволяющий забыться и расслабиться. Как умирающий от жажды путник ищет воду и не хочет иного, так и нищий духом человек занят духовным поиском и обращается за этим к Богу. Дух – его Благо, к которому он стремится больше всего в жизни.
Но возможна и иная трактовка этой фразы: лишь нищий человек, не имеющий богатств и вещей, точнее, привязанностей в этой жизни, становится «блаженным» – обладающим Благом, одарённым им. А Благо его есть внутренняя наполненность любовью и радостью, состояние самодостаточности и гармоничного слияния с Мирозданием и Всевышним.
В изначальном своём значении Благо есть Божественные Свет и Любовь, они – в Боге и от Бога. Блаженный человек становится единым с Ним – Сыном, пребывающем в Отце, и вместе с тем Отцом, присутствующим в Сыне. Тот, кто в жизни имеет одну цель и стремление – обретение Духа, Истины и Любви, непременно обретает Благо.
«Их есть Царствие Небесное», обитель достойных, тех, кто стали владыками, творцами и управителями своих внутренних миров. Высшее достоинство – в приобщении к Духу, Любви и Истине, а с ними приходит ответственность, как понимание своего долга.
Блаженные получают «на Небесах» в уделы Царства, которым соответствуют своими знаниями, силами, осознанным служением и любовью, и занимают определённые ниши в Божественной Иерархии. А затем «царствуют» над другими, оказавшимися ниже них на иерархической лестнице состояний. Истинные Цари и Царства – «там», хотя здесь они тоже правят неприметно для всех.
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Скорбь сострадания приходит к тому, кто способен узреть в другом человеке себя, став на его место. Она есть следствие любви к людям, сочувствия к их слабостям, неведению и неверным выборам.