«Реальность» и память
Сознание-Ничто само по себе не есть «реальность» («это» в трактовке «Вед»), но идеальный («тот») Атман—Пуруша, излучатель и преобразователь психических энергий разных частотных диапазонов (идей), отражающий и отображающий их в иерархическую структуру представлений и отношений мышления.
Тем самым «тот» Атман—Пуруша выявляется как «этот» Пуруша-Познающий (Мыслящий-«Я»), единый исток и сток познания и самосознания. Который посредством мышления творит виртуальное Мыслимое-бытиё, воспринимает его как «реальность» и неизменно в нём пребывает.
Я уже писал, что если в качестве аналога внешних идей рассматривать электромагнитные волны, то сознание можно сравнить с телевизионным приёмником. Подобно телевизору, оно преобразует (отображает) «волны»-идеи в трехмерные дискретные кадры-мгновения настоящего, возникающие на «экране» восприятий. А их мультипликатная смена создаёт иллюзию меняющегося во времени материального мира.
Иерархически взаимосвязанные внешние идеи, отражаемые сознаниями множеств людей и определяющие жизнь на Земле, условно можно трактовать как «первичную реальность». А отображаемые мышлением индивидов частные структуры их представлений и отношений, в совокупности составляющие обобщённое Мыслимое-бытиё человечества, оказываются виртуальной «вторичной реальностью».
Сознание само порождает свой мир и вместе с тем ощущает себя неотделимой от него частью («Я»-Нечто). А характер этого субъективного бытия определяется спектрально-частотными преобразовательными возможностями сознания.
То, что мы воспринимаем единую для всех иллюзорную «реальность» физического мира, не означает, что не существуют иные и что мы не можем в них пребывать. Всё дело – в возможностях преобразования психической энергии, в состоянии сознания человека.
Смена этих «реальностей» подобна переключению каналов телепередач и связана с изменением спектра «частотной настойки» сознания (его состояния). В подавляющем большинстве случаев она происходит автоматически-бессознательно.
Сознание индивида при этом мгновенно перемещается в другое пространство-сферу воспринимаемых внешних идей, а иногда погружается в чужую структуру представлений и отношений мышления. Однако любая «реальность», в которой человек находится даже кратковременно, всегда – «единственная» для него. Нам не дано быть в нескольких из них одновременно, хотя возможен переход из одной «реальности» в другую.
Кроме того, возникает «проблема настоящего». Можно считать относительно «реальными» для нас (хотя тоже иллюзорными и субъективными) отражаемые сознанием дискретные мгновения бытия. (Но остаётся вопрос, насколько «реально» идеальное «То» идей, которые отражаются в образы этих мгновений?)
Всё остальное – лишь следы неких восприятий, сохраняемые в памяти, а были ли они «на самом деле», не столь важно (для нас – были!). Поэтому такими реальными кажутся сны, и с течением времени воспоминания о некоторых из них оказываются подчас более яркими, чем хранящиеся в памяти отпечатки «подлинной реальности».
Ты, наверное, замечал, что во время сна картины меняющихся виртуальных сновидений практически не связаны между собой. Пребывая в одной из них, мы мало что помним о прочих (а чаще не помним ничего). С другой стороны, после пробуждения сохранившиеся воспоминания о снах быстро «растворяются» и исчезают.
Подобное иногда происходит с людьми и в бодрствующем состоянии, при нахождении их в обычной «реальности». В привычную канву образов и представлений вдруг вклиниваются фрагменты неких псевдореальностей.
Точнее, неожиданно для себя человек оказывается непосредственным участником событий в совершенно иной «реальности», сцепленным с ней множествами взаимосвязей, хранящейся в потаённых местах информацией, к которой подключается его память, и глубинным внутренним пониманием происходящего. А при возвращении к обычным восприятиям все эти отношения, воспоминания и понимание вмиг исчезают.
Если для привычной «реальности» такие состояния «выпадения» из неё длятся краткие мгновенья, то в псевдореальности они растягиваются на значительные периоды (это – пример относительности и субъективности времени). Чем-то описанный феномен напоминает случайно-кратковременное подключение компьютера к внешнему серверу, с огромной скоростью оперирующему большими информационными массивами.