(Текст написан в 2002 г., но не утратил своей актуальности и сегодня.)

В своих поступках люди руководствуются личными интересами, в основе которых – инстинкты, страхи, желания. Они часто лицемерят и лгут, вживаясь в избранные роли, начиная верить в то, что говорят, и сопровождая это эмоциями, мимикой и жестами. Однако внешняя мимикрия и подстраивание под обстоятельства не способны до конца обмануть ни их самих, ни окружающих.

Ложь проявляется в наших подсознательных реакциях (движениях глаз, бровей, рук, покашливании, изменении позы и пр.) и распознаётся другими людьми, которые не всегда осознают её явно, но чувствуют интуитивно. Помимо внутренних свойств личности, проблема лжи и неискренности (когда человек думает одно, говорит другое, а делает третье) имеет и внешнюю, социальную сторону.

Несмотря на произносимые представителями правящей элиты громкие фразы о демократии, свободе и правах граждан, структура и принципы управления государством основаны на лжи и насилии в разнообразных формах. Согласно социологическим опросам, правительству, депутатам, исполнительной власти, судебным и правоохранительным органам доверяют менее 40% населения.

Наибольшую опасность для элит представляют свободные и ответственные люди, бесстрашные и несгибаемые, не поддающиеся внешнему давлению, а качества эти зависят от их знаний, сил и возможностей самоконтроля. Поэтому власти стремятся превратить людей в рабов, невежественных, пребывающих в страхах и легко управляемых.

Как следствие, руководить государствами тоже стали «рабы» – слабые, некомпетентные, безответственные и, как правило, в чём-то запачканные марионетки. А у небольшой группы «кукловодов», «дёргающих за ниточки» принимаемых решений, сохраняется иллюзия, что они и есть подлинные правители стран и народов, всё знающие и самостоятельно, хотя и под давлением обстоятельств определяющие цели, средства и достигающие нужных результатов (хотя далеко не всегда).

Встающие перед современными правящими элитами проблемы вынуждают их применять всё более изощрённые способы модификации сознания и контроля над гражданами. Наибольшее распространение, в частности, получили:

– двухуровневая система образования (упрощенное для народа и высшее для детей элиты в спецшколах и университетах);

– провоцирование у людей низших, животных инстинктов и тяги к наживе, потреблению и чувственным удовольствиям;

– навязывание примитивных стандартов «успешной жизни», идеалов и кумиров, образцов для подражания (политиков, бизнесменов, поп- и кинозвезд, спортсменов и др.).

Эти методы стали широко применяться со второй половины ХХ века, с ростом влияния на общественное сознание СМИ и телевидения. Казалось, что они позволят элитам успешно решить свои основные задачи по удержанию власти.

Однако развитие информационных технологий, интернета и доступ к ним населения, рост политической и экономической конкуренции как внутри стран, так и на международном уровне привели к пониманию низкой эффективности современных государств и систем управления. Они с трудом справляются с неожиданно возникающими конфликтами интересов, внутренних и внешних, с разного рода катастрофами и кризисами.

Мечты о глобальном геополитическом и экономическом разделе мира и контроле над человечеством разваливаются, как карточный домик. Растут противоречия и «очаги напряженностей» в системах государственного и транснационального управления. Мировые правящие элиты вдруг осознали, что сами они, а также все процессы политико-экономической, социальной и общественной жизни являются объектами внешних воздействий, неизвестно кем, как и с какой целью осуществляемых.

Многочисленные «вызовы времени» демонстрируют, что никто толком не разбирается в происходящем. Выстраиваемые столетиями принципы жёсткого управления властной вертикалью посредством поступающих свыше команд и распоряжений дают сбои.

Те, кто раньше принимали решения, из-за непонимания происходящего перешли к расплывчатым указаниям типа: «Сами решайте», возлагающим ответственность на низовые звенья. А исполнители из-за непредсказуемости результатов действий и возможных угроз своему положению начали проявлять пассивность.

 

открыть закладку    создать закладку