Хочу ещё раз вернуться к «внутренним процессам, сужающим сознание», хотя эта фраза не совсем верна. Дело – не столько в сужении сознания, сколько в трудности (или невозможности) его расширения. И здесь помимо внутренних процедур мышления не обойтись без рассмотрения внешних аспектов восприятий. Но вначале кратко напомню о том, что писал о сознании и мышлении.
Сознание есть преобразователь идей. Они отражаются в дискретные трёхмерные образы-голограммы мгновений настоящего, которые возникают на «экране» восприятий, непрестанно сменяют друг друга и сохраняются в памяти, а затем отображаются в номены (кодируются словами) и сцепляются с ними в представления.
Образы и представления составляют пространственно-временную, а номены – семантическую сферы, и между ними, а также в каждой из них происходят постоянные соотнесения отдельных элементов. Всё это обеспечивается системой автоматически действующих программ и команд – иерархической структурой отношений.
Сознание оперирует обеими виртуальными сферами и объединяет их в обобщённое образно-семантическое пространство мышления. А Мыслящий-«Я» конструирует из номенов, представлений и отношений разные структуры Мыслимого-бытия, которые воспринимает как «объективную внешнюю реальность».
После рождения человека и обучения основам речи его сознание приступает к строительству субъективного «дома знаний», делая это подобно художнику, наносящему на холст мазки в разных местах. Так возникает иллюзорный мир личности, во многом создаваемый словами и речью.
При этом значительная часть абстрактных понятий определяют неуловимые отношения, выражающие важные свойства и качества материальных объектов, их взаимосвязи друг с другом и с «Я». А также выявляют неизбежные пробелы в знаниях и ошибочные идеи-представления, в большей степени абстрактные, чем конкретные.
Первоначально формируемое бытиё ограничено в пространстве и времени и пронизано зияющими пустотами неведения, которые быстро заполняются и обогащаются с развитием человека и приобретением им знаний. Те меняют вид и границы привычного мира, создавая предпосылки для расширения сознания.
Появляющиеся образы, впечатления и чувственные ощущения, отображаемые в слова и понятия, приводят к порождению новых представлений. Они размещаются в пространстве Мыслимого-бытия, наделяются именами и обрастают «нитями» связей с прежними.
Примерно до 20-30 лет человек чутко реагирует на поступающую информацию, оперативно перестраивая структуру представлений и отношений мышления, а главную роль в этом играют бессознательные программы психоэнергетических преобразований.
В середине жизни происходит «окостенение» каркаса знаний. Мышление, продолжая работать в привычном диапазоне психоэнергетики, становится консервативным и всё чаще отбрасывает «ненужные» сведения, а сознание «сужается», ограничивая себя в возможностях восприятий.
Это – общая схема, теперь поговорим о деталях. Внешние возмущающие воздействия оказывают существенное влияние на внутренние процессы мышления. Поступающие от органов чувств сигналы вызывают изменения не только отображаемых образов, номенов и представлений, но и иерархической структуры отношений.
Без них человек пребывает в порождаемых разумом виртуальных мирах воображения и памяти. Лишь чувственные ощущения способны вернуть его из этого «сна» к восприятиям мгновений настоящего. Вместе с тем процедуры мышления и неудержимый бег мыслей практически не управляются им.
Сознание есть «зеркало»-Ничто, тождественное частотно-энергетическому спектру отражения и соответствующим ему отображающим программам. А то, что мы называем личностью, которая выявляется как разные противоречивые «Я», – не более чем ограниченная и неустойчивая совокупность представлений Мыслящего о себе самом, обретаемых посредством рефлексии его отношений к Мыслимому.
Истоками и причинами сужения сознания являются, с одной стороны, его индивидуальные преобразовательные возможности. А с другой стороны, – общие для всех людей изначально предустановленные процессы мышления.