Механизмы создания эффективного государства. Прозрачность и ответственность.
Для того чтобы построить эффективное государство, Президенту и правящей элите России необходимо кардинально изменить структуру и принципы государственных отношений, внедрив в структуру властного управления политико-правовые механизмы прозрачности и неукоснительной личной ответственности каждого чиновника за принимаемые им решения и осуществляемые действия, что позволит устранить всеобщие коррупцию и некомпетентность и повысить эффективность государственной системы в целом. В этом и состоит основной смысл модернизации государства.
Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц, а главную роль здесь играют цифровые технологии. Благодаря этому государственная власть окажется под постоянным контролем российского народа, который принудит её эффективно исполнять свои функции.
Свободный доступ граждан к информации о деятельности органов власти подразумевает возможность её получения прежде всего с помощью системы Интернет, а также СМИ. Информация должна быть достоверной – не вызывающей сомнений, своевременной – оперативно поступающей в нужный момент и регулярной, предоставляемой равномерно и правильно через определенные промежутки времени.
В настоящее время прозрачность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления законодательно не обеспечена, поэтому правящей элите нужно незамедлительно внести в законы соответствующие поправки.
С 1 января 2010 г. действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он позволил значительно расширить возможности контроля граждан над деятельностью органов государственной власти и их должностных лиц. Вместе с тем в законе отсутствуют инструменты прозрачности, как следствие, 13 лет он работает формально и потому нуждается в значительных дополнениях.
Первое из них, на мой взгляд, должно состоять в установлении законодательной нормы, согласно которой все властные учреждения обязаны предоставлять для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности, за исключением той, перечень которой определен законом о государственной тайне. Данная норма позволит, во-первых, полнее раскрыть деятельность органов федеральной власти и местного самоуправления и их должностных лиц. Во-вторых, она сделает размещаемую информацию об их деятельности императивной. В настоящее время вышеприведенный закон не устанавливает ни полноты, ни обязательности размещаемой ими информации.
Второе дополнение должно предусматривать обязательное упоминание как авторов любых решений, то есть конкретных должностных лиц, подготовивших проекты этих решений, так и лиц, принявших их (в том числе и коллегиально) в органах исполнительной, законодательной и судебной власти и органах местного самоуправления.
Третье дополнение — все принимаемые органами власти решения вступают в силу только после опубликования (размещения) их в Интернете и соответствующих информационных источниках. Работа этих норм и публичность принимаемых решений приведут к повышению персональной ответственности государственных и муниципальных служащих, судей, депутатов, иных представителей власти и их компетентности.
Четвертое дополнение — вся информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должна быть достоверной, своевременной, регулярной и постоянно обновляемой. Функционирование данной нормы позволит гражданам и всему обществу осуществлять повсеместный контроль деятельности государственных и муниципальных служащих, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, иных представителей власти.
Именно в этих четырёх дополнениях состоит основной принцип работы политико-правового механизма прозрачности. Следует подчеркнуть, что она должна касаться всех ветвей и структур органов государственной власти и местного самоуправления, а также монополизированного бизнеса.
Сущность свободного доступа граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности представителей органов государственной власти заключается в том, что госслужащие, депутаты, судьи, прокуроры, сотрудники органов внутренних дел, а также муниципальные служащие и прочие должностные лица всегда должны быть на виду. Поскольку закрытость и секретность их деятельности неизбежно приводят к безответственности и как следствие некомпетентности, к нарушению закона и коррупции.