Имея такую информацию, российский народ и институты гражданского общества могут оперативно оценивать деятельность органов госвласти и их должностных лиц. При безответственном исполнении последними своих обязанностей и нарушении закона российские граждане получат возможность законного давления на власть путём проведения журналистских расследований, выступления в СМИ, обращения в вышестоящие органы, подачи судебных исков, избрания на выборах новых губернаторов, депутатов всех уровней, глав местного самоуправления, публичных акций – митингов, шествий, демонстраций и других мер общественного воздействия.

Законодательное введение механизма прозрачности обеспечит двойной контроль над представителями органов государственной власти. С одной стороны, им придётся работать в условиях повышенной ответственности и внутренней конкуренции, так как руководители и коллеги будут знать всё об их деятельности. С другой стороны, они оказываются под постоянным контролем конкурирующих между собой партий, СМИ, общественных организаций, профсоюзов, рядовых граждан. Кроме того, механизм прозрачности будет способствовать активному вовлечению последних в процесс преобразований в России.

Интегрирование указанных выше норм в закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» позволит укрепить правовое обоснование прозрачности и как следствие создать благоприятные условия для результативного народного контроля над деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.

Итак, смысл народного контроля состоит, с одной стороны, в правовом принуждении должностных лиц и простых служащих органов государственной власти и местного самоуправления к ответственности по обеспечению строгого соблюдения закона всеми без исключения, компетентному регулированию экономических, социальных, иных вопросов. С другой стороны, народный контроль поможет государственным и муниципальным служащим навести порядок в своих рядах, стать ответственными, неподкупными, компетентными.

Помимо прозрачности, важная роль в создании эффективного государства принадлежит внедрению в государственно-властные отношения политико-правового механизма всеобщей и неукоснительной ответственности.

Для его результативного использования в закон «О противодействии коррупции» необходимо внести 20 статью «Конвенции ООН против коррупции», не утвержденную Государственной Думой при её ратификации Россией в 2006 г. Между тем именно эта статья Конвенции устанавливает уголовное наказание за незаконное обогащение – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.

Ратификация нормы «незаконного обогащения» и внедрение её в российское законодательство значительно повысит ответственность должностных лиц в государственных органах власти и органах местного самоуправления.

Существенную роль в создании механизма ответственности может сыграть повсеместное употребление полиграфа в органах государственной и местной власти. Его роль очевидна, так как он способен выявлять коррумпированных служащих, пресекать разворовывание государственного бюджета и так называемые «откаты», минимизировать риски, связанные с незаконными действиями недобросовестных чиновников. Его применение при отборе кадров уже на начальном этапе позволит отсеять тех, кто совершал ранее какие-либо преступления (в том числе не выявленные правоохранительными органами), имеет порочные наклонности (алкоголь, наркотики, азартные игры), а также использовал на предыдущих местах работы своё служебное положение для личного обогащения.

В результате перечисленных преобразований в государственных органах управления останутся те, кто умнее, инициативнее, ответственнее, – люди, которые могут работать эффективно. А лица, нарушающие закон, вымогающие и берущие взятки, безответственно относящиеся к своим обязанностям и неспособные к компетентной деятельности, сами уйдут со своих постов.

В условиях такой естественной конкуренции окажутся ненужными искусственные (президентские, губернаторские и пр.) «списки перспективных кадров», конкурсы «лидеров России» и т.п. С использованием механизма ответственности у российских граждан появятся возможности быть востребованными во властных структурах не за счёт взяток и принципа личной преданности, дружбы, совместной учёбы или службы, но единственно в соответствии с их умом, деловыми, профессиональными и моральными качествами. А у политической элиты появится эффективный инструмент ротации кадров.

 

открыть закладку    создать закладку