А те обретаются тяжёлым трудом работы над собой, постоянным самоконтролем и приложением сил, которых редко у кого из людей для этого достаёт. Зато падения их вниз происходят часто, легко и просто.

В древности был распространён метод оценки варн («цветов» ауры), характеризующих принадлежность человека к той или иной гуне. Существовали технологии, позволявшие при рождении ребёнка установить присущие ему особенности психики и в соответствии с ними отнести его к одной из четырёх групп: брахманов (жрецов-священников, но скорее, отшельников-монахов в нашем понимании), причисляемых к саттве; кшатриев (царей-воинов), пребывающих в раджасе; а также вайшью и шудр (торговцев и разнорабочих), находящихся в тамасе (позже, когда эти техники были утрачены и забыты, данный метод по неведению или злому умыслу превратили в Индии в кастовую систему).

Назначение его состояло в том, чтобы, с одной стороны, устранить бессмысленные затраты средств, психической и ментальной энергии для обучения неспособных к этому индивидов; с другой стороны, не растерять высшие потенции тех, кого можно было подготовить и использовать с пользой для общества; и наконец, избавить людей от депрессии и разочарования от неудачно сложившейся судьбы.

Здесь следует отметить, что практически все люди – невежественны в разной степени, и гуны в некотором роде характеризуют уровень их неведения. А оно определяется отношением к знаниям и возможностью приращения тех.

С данной позиции индивидов можно разделить на:

– неспособных обучаться и довольствующихся весьма ограниченным жизненным опытом;

– обладающих такими способностями, однако по разным причинам не желающих либо не считающих нужным этого делать;

– тех, кто могут, хотят учиться и стремятся к знаниям, но редко употребляют их на практике и обычно пользуются сложившимися, не всегда верными представлениями;

– жаждущих знаний, приобщающихся к ним и обязательно применяющих их в своей жизни.

Первых, относящихся к гуне тамаса, – подавляющее большинство. Слабые и апатичные, пребывающие в лености и во тьме неведения, они составляют основание «пирамиды» человечества. Часть из них, поддавшись мифам о быстром обогащении, в погоне за призрачным счастьем устремляются в бизнес, но быстро разоряются и возвращаются к прежнему существованию, а на их место приходят другие такие же.

Вторые и третьи – обладатели гуны раджаса (10-15% населения). Они страстно желают власти, славы и общественного признания, денег и собственности, имеют положительные и отрицательные черты характера, способны как к подвигу, так и к предательству, к чести и бесчестию, к лжи и лицемерию, к коррупции и воровству бюджетных средств, зато бывают активными и бесстрашными.

Из них формируются «вертикаль власти», элита и чиновничество, политики, военачальники и руководители крупного бизнеса. Однако все они в той или иной мере некомпетентны и пытаются любым способом избежать ответственности. А недостаток знаний и профессионализма восполняют, пользуясь услугами разного рода консультантов, советников и экспертов, которые, как и иные представители «гражданского общества» (интеллигенция, деятели науки, культуры и пр.), в свою очередь относятся к раджасу и тоже мало знают.

В итоге получается замкнутый круг, в коем множится и накапливается неведение того, что, как и когда надо делать и делать ли вообще. Это приводит к неэффективности государства и экономики, к слабости страны и бедности её жителей.

Четвёртых – тех, кому свойственна саттва, стремящихся к познанию себя, мира и Бога, к полному управлению собой, достижению высшего состояния и единению с Всевышним, приобщившихся к сокровенным знаниям и обладающих небывалыми возможностями и силами духа, – очень мало, считанные единицы. Их не интересуют власть и богатство, но только Знание и самосовершенствование.

 

открыть закладку    создать закладку