65. Взаимоотношения с людьми; работа, одиночество, вера, любовь
Начальный этап приобщения к знаниям часто рождает резкость суждений. Так устроено, что человек сперва обращает эти знания на внешний мир и начинает примеривать к другим людям – на них «виднее», и их легче судить.
Несоответствие мнений и поступков окружающих известным ему «правильным» выборам, моделям отношений и поведения порождает в нём эмоциональные реакции, раздражение и гнев. И лишь гораздо позже приходит «мудрость» как понимание того, что полученные знания надо применять самому и примеривать к себе.
Я часто писал о «чаше вмещения». Хочу уточнить, что речь идёт не столько об информации, которую человек «узнал», сколько о тех знаниях, которые он воспринял как свои собственные, а это – совсем не одно и то же.
Воспринять означает уверовать в их истинность. Не просто пропустить знания через себя, но сделать их, как говорит Сведенборг, «принадлежащими себе», частью своего миропонимания, как бы исходящими из себя самого.
Такие воспринятые и неукоснительно применяемые в жизни знания преобразуются в веру. Именно они рождают представление о грехе, как не соответствии им или не использовании их, что есть зло, предательство и отступничество. И даже будучи направлено на других, это зло всегда возвращается к человеку и остаётся с ним навсегда.
Учись терпению, прощению и сдержанности в общении с людьми. Такие отношения положительно влияют на них, а также меняют состояние твоего сознания и составляют основу контроля над чувствами и эмоциями.
Собеседники не столько воспринимают получаемую от тебя информацию, сколько реагируют на твоё психоэмоциональное состояние и отношения к ним. Мы сами порождаем всех своих друзей и врагов. Так пусть первых будет больше, а вторых меньше.
Людей трудно, практически невозможно заставить меняться (в частности через познание). Любые их изменения под принуждением будут неискренними и лицемерными. Они всеми силами цепляются за привычный образ мира и гораздо легче принимают похвалу и поддержку, чем критические замечания.
Поэтому в беседах старайся чаще поощрять их. Не надо никого поучать и заставлять, но можно ненавязчиво, через благожелательное отношение и дружелюбие подвести человека к правильному решению, оставляя за ними окончательный выбор и ответственность. И чаще задавайся вопросом: всегда ли ты сам поступаешь так, как советуешь?
Одна из серьёзных проблем общения людей с разным уровнем знаний состоит в том, что не о чем говорить. То, что хотелось бы, сказать нельзя, так как другие всё равно не поймут тебя правильно и извратят сказанное, а то, что они способны понять, говорить неинтересно.
Изменяясь внутренне, человек меняет и своё окружение. Но это – не всегда потери, чаще приобретения, ведь появляются новые друзья и знакомые. (Кстати, «общение» с авторами умных книг иногда оказывается гораздо выше и ценнее общения с живыми людьми).
***
Деятельность человека бывает двух видов. С одной стороны, – активная и внешне проявленная, а с другой стороны, – пассивная, незаметная и скрытая, но при этом не менее эффективная.
Часто для совершения видимых всем действий надо произвести необходимую подготовку, подобрать работников, средства и орудия труда. Причём готовность заключается не столько в создании подходящих внешних условий, сколько в соответствии исполнителей предстоящей работе.
Вообще, соответствие замыслов и действий получаемым результатам – гораздо сложнее и многограннее, нежели обычно представляется. Иногда одно ничтожное движение, более того, намерение или отношение, определяемое внутренним состоянием человека, способно вызвать лавину событий, разрушительных или созидательных, абсолютно несоизмеримых с точки зрения внешних наблюдателей в своих причинах и следствиях.