Единый, как Параматма (Сверхдуша) и Пуруша (познающее Начало, Сверхразум), выделяет из себя вторичные и нижестоящие сознания и наделяет их индивидуальными способностями восприятия и отображения Божественных Идей. Которые зависят от частотного спектра доступной им психической энергии и у разных сознаний отличаются как количественно, так и качественно. Именно последние, качественные (на порядки) различия в их состояниях соответствуют понятию «гуны».
Три гуны напрямую не связаны с какой-либо структурой материи («грубой» или «тонкой»), характером мышления и бытия. Но выражают Принцип разделения состояний и психических энергий сознаний и опосредованно миров, в которых те пребывают (в том числе «духовных, ангельских, небесных» и пр.).
В каждом мире-сфере обязательно есть свои три гуны, соответствующие степеням частот 1, 3, 7 и обусловливающие качественные отличия сознаний и порождаемой ими материи. Через них «эти» Пуруши-Познающие (Мыслящие-«Я») выявляют себя в Пракрити как познаваемом Мыслимом. Поэтому в Принципе (Законе) Разделения (гун) заключена вся предопределенность Мироздания.
Люди могут менять состояние сознания, своими отношениями сужая либо расширяя спектрально-частотный диапазон психоэнергетики. Его плавное возрастание происходит через познание и самоуправление посредством разума и мышления, но оно ограничено довольно жесткими рамками.
Вместе с тем бывают скачкообразные изменения спектра, однако они – редки и доступны немногим, так как требуют больших затрат психической энергии. Лишь за счет мобилизации духовных сил, сверхмерного порыва любви и самоотверженности человек может обрести высшее, недостижимое для него прежнего состояние сознания и пребывать в нём. А это – настоящее «чудо».
Свобода выбора и творения, реализуемая людьми в обыденности за счёт врожденных психоэнергетических потенций личности, предопределена теми. Но свобода, достигаемая человеком через сражение с собой, в великом напряжении сил, воли и любви, в выявлении внутреннего начала сквозь сковывающие оболочки внешнего, – беспредельна.
Её границы он определяет для себя сам своими верой, ответственностью, долгом и служением. И именно эту свободу характеризует Триада: Вера – Надежда – Любовь.