- Долг; действия и отказ от них
Понятие «долг» характеризует особое состояния сознания, зависящее от разума (структуры представлений и отношений мышления) и нравственных установок души, которое отодвигает рассудочное Эго, как противостояние «хочу» и «могу», на второй план. У каждого человека возникает своё собственное понимание долга, часто бессознательное («должен», даже если «не хочу» и «через не могу»).
Таким образом, долг определяет сферу действия внутренних этических критериев и ценностей, как бы очерчивая границы тех представлений и отношений мышления, в которых душевная любовь превалирует над чувственно-разумными влечениями Эго.
Лишь в её пределах нравственно-духовные устремления личности в силах побороть и подчинить (через контроль сознания) рефлекторно-инстинктивные желания и намерения разума. Вне неё любовь и долг исчезают, а остаются страсти и похоти, неуправляемые и неконтролируемые.
Долг и любовь, как проявления внутреннего начала, приходят в противоречия со страхами и вожделениями (началом внешним) и определяют те высоты, к которым сознание стремится. Они создают ситуации выбора, требующие своего разрешения: действовать или бездействовать, сражаться или отступить, подняться или упасть.
А каждый выбор, в свою очередь, формирует и утверждает в человеке представления о долге и ответственности. И облекается в движущие силы и мотивы, которые мобилизуют тонкие энергетические структуры сознания-души (Пуруши-Атмана) для борьбы с желаниями ради и во имя любви. И не важно, с чем именно та ассоциируется: с любовью к Богу, Родине, ближнему или представителю другого пола.
Если нет любви, то «долг» эфемерен и рассыпается, исчезает при первом столкновении с «реальностью», с пробудившимися влечениями тела и Эго. Долг без любви невозможен, он всегда есть её естественное проявление и реализация в жизни. Если ты выполняешь что-то как долг, значит в тебе жива любовь и действуют духовные силы.
Как любовь пробуждается и взрастает в человеке через знания, воспринятые и преобразованные в его веру – в новую, более совершенную систему нравственно-этических ценностей, так и долг (служение) не остаётся застывшим, раз и навсегда сформировавшимся понятием (совокупностью представлений и отношений мышления).
С расширением сознания и сферы воспринятых знаний представления о долге и отношения к нему меняются. То, что вчера считалось долгом и обязанностью, завтра может быть отброшено как ненужные путы, сковывающие дух и ум.
У человека обычно имеется разные «долги» и «служения», выстроенные в иерархическую цепь: перед собой и членами семьи, друзьями и сотрудниками, перед своим народом, страной и человечеством, перед Богом. Через познание он может подниматься шаг за шагом к вершинам любви и долга, избавляясь от ненужных представлений и отношений и отбрасывая изжитые «долги» как старые изношенные вещи.
Каждый сам устанавливает пределы собственных долга и обязанностей в соответствии с видами и степенями своей любви. Поэтому в определённой мере долг есть любовь человека, реализуемая им в жизни.
Долг, насаждаемый искусственно, – такая же фикция и условность, как мораль, культура и законы (общественно-государственные). Но он может способствовать пробуждению воли и любви человека через контроль сознания и преодоление эгоизма.
Вместе с тем людям постоянно пытаются навязать ложные представления о «высшем долге» перед обществом и государством. Однако это – не внутренне осознанный и свободный выбор личности, а лишь сумма формальных внешних обязанностей, налагаемых кем-то и выполняемых большей частью из-за страха перед наказанием.
Я же говорю о другом, внутреннем долге. Который связывает действия или бездействие человека с его отношениями и выборами, реализуемыми в конкретных жизненных ситуациях и приводящими к кармическим последствиям или их устранению (изживанию).