Нельзя «научиться ничего не бояться», но можно жить, не боясь ничего и никого. А для этого надо меняться внутренне, познавать себя и отбрасывать старые страхи как изношенную одежду. И главное, постичь, что все мы не одиноки, каждый – малая часть огромного Целого, которое в иерархическом Единстве составляющих его элементов есть Бог.

Бессмысленно противостоять Ему, ведь все события и ситуации – лишь знаки и указатели в системе отношений человека и Целого. Которыми Оно мягко, но настойчиво побуждает (а иногда принуждает) нас понять свои роль и задачи, назначение и смысл бытия и затем меняться, возвышаясь и занимая новые ниши в составе Единого, применяя другие средства, обретая иные цели и высшие способности.

При этом в совокупной структуре отношений Целого возникает своего рода «броуновское движение» разных частей и элементов. Одни из них, получившие новые энергетические возможности, поднимаются вверх и вытесняют другие, которые, теряя энергию, опускаются вниз на их место.

Все они нужны, и у каждого – своё предназначение. Эта непрестанная внутренняя смена положений и состояний множеств иерархически взаимосвязанных холонов во внешне неизменном Целом (которое кажется таковым, хотя перемещения и изменения холонов сопровождаются неизбежными сменами Его состояний) определяет суть любой эволюции.

Причём так происходит на всех иерархических уровнях Целого, и вверху, и внизу. Здесь нет ничего отдельного, независимого и несвязанного.

Страх вызывается неизвестностью и непониманием, а знание и вера порождают ответственность и сопричастность. Познавшему себя человеку нечего бояться, однако надо соблюдать бдительность, остерегаясь гордыни и тщеславия, отторгающих его от Целого. Поэтому смотри не на других, но внутрь себя, там – корень всего.

Если человек ведом и идёт, чутко вслушиваясь в себя и всматриваясь в окружающие знаки-путеводители, то ему следует опасаться не мифических врагов (людей и «темных» сил), но того бессознательного начала, которое таится в нём самом. Тех же, кто искренни, чисты, честны и прямодушны, всегда направляют и оберегают Высшие Силы.

Пару слов о «внешнем» страхе как инструменте власти. Он ощущается теми, кто ему соответствует, в ком он способен проявиться. «Извне» на человека воздействуют лишь угрозами и намёками, рассчитанными на внутреннее ожидание, порождение и поддержание им страха в себе самом. Власть щедро разбрасывает «хворост» опасений, которые люди собирают и сжигают в «топках» своих мышлений и эмоций.

Страх не уйдет сам собой «с приходом прав и свобод», но только с обретением человеком самопознания и чувства собственного достоинства, формирующих в нём мужество и бесстрашие. Тот, кто любит (ближних и Бога) и уважает себя, никому не позволит унижать ни себя, ни других, так как признаёт за всеми право на самоуважение.

Пример Европы – не показателен. Европейцы (и американцы) успели привыкнуть к жизни в комфортных условиях, полагая себя защищёнными (внешне) от страха. Но первые же угрозы (в том числе акты терроризма) породят в них «ужасную» истерию страха, от которого некуда бежать. Я же говорю о другом – о внутренней победе человека над своими внешними страхами.

***

О сравнении зубной боли со страхом смерти. Здесь нет полной аналогии, хотя и то, и другое выражается в страхе. Зубная боль страшит новой сильной болью именно потому, что она знакома человеку (ребенок, первый раз идущий к зубному врачу, не боится).

А страх смерти, наоборот, вызван неясными представлениями о том, чего человеку ещё не довелось испытать. Как бы экстраполяцией в пред- и посмертное состояние неких известных ему и крайне неприятных жизненных ощущений, впечатлений и воспоминаний. (Так, «огненная геенна» связана с боязнью огня, «тьма» – с опасностями, таящимися в ночи, «мучения» – со страхом перед болью).

 

открыть закладку    создать закладку