Животные не боятся смерти, потому что не знают, что это такое, но страшатся боли. Человек же осознанно или, что гораздо чаще, бессознательно опасается потерять свою индивидуальность – ту совокупность восприятий, представлений и отношений мышления, посредством которой идентифицирует себя и осознает личностью-«Я».

Он боится этого больше, чем утраты способности самосознания. Спроси любого, себя в том числе, что такое «Я», и никто точно не ответит. Для каждого из нас его «Я» тождественно восприятиям окружающего мира, хотя «мир» и «Я» – не одно и то же.

Нельзя представить того, что ты никогда не переживал, нечто, не имеющее аналогов в мышлении. Именно поэтому «загробную жизнь» наделяют известными атрибутами этой, а смерть, как неведомое состояние перехода (мгновение по сути своей), – страхом известных здесь болей и страданий.

Кроме того, большинство людей интуитивно ощущают внутренний дискомфорт (т.н. «голос совести») от своих неверных выборов, ошибочных решений и предательств себя внутреннего собой внешним. Он кроется в подсознании и проявляется как боязнь возможной ответственности. Многие в глубине души хотели бы стать другими, изменить свои жизни и судьбы, но нет сил для того, чтобы это сделать.

Можно сказать, что страх вызван ожиданием нарушений стабильности отношений к себе и окружающему миру. А также – неуверенностью как неверием и незнанием того, как её сохранить, непрестанно восстанавливая в каждом новом мгновении жизни.

Человеку не дано знать будущее, по крайней мере, своё собственное, что может нарушить его свободу выбора. Этот «страх перед неведением своей судьбы» – неустраним.

Но через самопознание и самоконтроль он способен сохранять внутреннюю гармонию отношений ко всем и всему, т.е. «качество» своих реакций. А приходящие при этом радость и уверенность изгоняют опасения перед неизвестностью будущего (перед новыми проблемами и ситуациями выбора).

 

открыть закладку    создать закладку