- Относительность «проблем» и их оценок
Проблемы бывают «мелкими» с позиции внешнего наблюдателя, но для того, у кого возникли, все они, даже незначительные, – весьма существенны. В этом смысл заповеди «Не суди других!»: любые восприятия, беды и боли людей – субъективны и глубоко личностны. Для тебя твои проблемы – так же важны и серьезны, как и ощущаемые тобой страдания.
Нравоучительная сторона «чужих историй», переживаний, потерь и несчастий состоит в том, что человек, рассматривая происходящие с другими людьми события, примеривает их на себя. Это помогает ему увидеть скрытые стороны жизни, разобраться в своих отношениях, принять верные решения, а иногда обрести силу духа, веру и любовь.
Жизнь связана, прежде всего, с сознанием, душой и духом человека, а уже потом с телом, хотя мы уделяем ему так много внимания и ассоциируем с собой. Жизнь есть принадлежность сознания, и именно оно обладает способностью чувствовать, любить и познавать, пребывая в теле или вне него.
Радость жизни достижима единственно в ней самой, в любых мгновениях её восприятий человеком, а бытиё есть совокупность его отношений к ним. В жизни заключены все её ценности и значимости, но не сами по себе, а лишь пропущенные через призму сознания, представлений и отношений мышления. Именно они делают существование каждого из нас бессмысленным или наполненным глубочайшим смыслом.
Твои проблемы связаны с противоречивыми отношениями к жизни. Пока «хочу» и «надо» противостоят, и познанные «надо» подвергаются непрестанным и успешным атакам эгоистичных «хочу», ты неизбежно воспринимаешь бытиё как нескончаемую цепь проблем, трудностей и сложных выборов, пребывая в постоянном поиске сил для победы над внешними обстоятельствами.
Но в чём ты надеешься эти силы обрести? В основном – в происходящих событиях и своих действиях, а также в эмоциональных и телесных «радостях», которыми подменяешь внутренние порывы души. И потому часто проигрываешь.
«Битва Арджуны» в принципе не предполагает победы как прекращения борьбы, но лишь непрестанное продолжение той. Истинная победа приходит тогда, когда у человека пропадает необходимость сражаться, когда «надо» преобразуются в «хочу».
При этом исчезают противоречия и проблемы, а также сопутствующие им страхи и негативные эмоции. Когда Мыслящий-«Я» хочет только то, что надо, воспринимаемая им жизнь преобразуется в ощущение радости каждого мгновения бытия, в абсолютную полноту и гармонию существования.
Приведённая тобой цитата Грофа: «Мир совершенен, включая твоё недовольство им и попытки его изменить», – не совсем верна. С одной стороны, мир как Божественная Идея и иерархическая система взаимосвязей частных идей множеств сознаний – гармоничен и целостен и может существовать миллиарды лет, практически не меняясь.
С другой стороны, мир-Мыслимое воспринимается и отображается Мыслящим-«Я» посредством субъективных представлений и отношений мышления. И пока тот недоволен своим бытиём и хочет его изменить, мир его идей-представлений далёк от совершенства.
При этом возникает ряд противоречий. Во-первых, мы понимаем, что может и должен существовать потенциально «совершенный мир», радостный и счастливый. Во-вторых, принципы-программы отражения и отображения идей заложены в нас с определённой целью и в достаточной мере совершенны. В-третьих, порождаемое разумом Мыслимое-бытиё, как структура представлений и отношений мышления, – несовершенно (условно, относительно и субъективно) и иллюзорно, хотя является следствием безусловной идеальной первопричины – Иерархии идей.
Подлинно совершенным мир может быть лишь в гармоничном единстве Мыслящего-«Я» и воспринимаемого (отражаемо-отображаемого) им Мыслимого. «Я и есть этот мир» («Я есть Брахман») – вот формула этого. Только «став быком» в окончательной стадии «Дао», ищущий может найти «быка»-Истину, осознав себя Пурушей-Познающим.