В восприятии моментов бытия и определении отношений к ним скрывается «дьявол», заставляющий «бедного человека делать то, чего он ненавидит, и не делать того, что хочет». В этом – все проблемы выбора, страданий и переживаний личности, раздираемой внутренними противоречиями, мучительно ищущей и не находящей гармонии внутреннего и внешнего начал, души и разума, духа и тела.
Самонаблюдение, как внутренняя погружённость в анализ причин и мотивов своих намерений и поступков, является важным элементом процесса самопознания и совершенствования, но требует честности и искренности. А страх связан с мышлением, отношениями человека к происходящему и выборочностью его восприятий. Однако главную роль в возникновении страха играют бессознательные реакции и психоэнергетические преобразования.
Есть ещё один его аспект, который Кришнамурти называет «обусловленностью». С рождения и до смерти жизнь человека подчинена общественным нормам, традициям (национальным, культурным, религиозным, моральным и пр.) и государственным законам.
Эти внешние условия – выражаемые и понимаемые посредством слов стандартные модели реагирования людей в разных жизненных ситуациях – налагаются на внутреннюю систему безусловных программ и команд (рефлексов и инстинктов) и либо способствуют их проявлению, либо препятствуют.
А работа рассудка (разума) сводится к оценке применимости тех или иных условно включающихся реакций в сочетании с неконтролируемо действующими безусловными и потребных для этого психоэнергетических затрат (эмоциональных и физических). Именно последние часто оказываются критериями для избрания индивидом своего поведения.
Фактически «человек рассудочный» становится рабом условностей и своей энергетики (биохимических, психических и иных процессов). Его Эго отвергает высший ум и душу как бесполезные инструменты, отношения и действия становятся непредсказуемыми, а условности оказываются подпорками, такими же зыбкими и ненадежными, как определяющие их слова.
Рассудок не может до конца на них положиться, и потому возникают неуверенность и страх. Человек прокручивает в мышлении ситуации предстоящих или уже совершённых выборов, пытаясь найти единственно верные решения, и не находит их.
В попытках избавиться от стресса он начинает обманывать себя, отдавая предпочтение тем восприятиям «действительности», которые минимизируют психоэнергетические затраты. При этом сомнения и опасения загоняются в подсознание, создавая постоянно существующие «ниши страха».
Свобода, утверждает Кришнамурти, состоит в освобождении от обусловленности. Это не значит, что нужно жить, вообще ничем не руководствуясь. Но надо стараться не быть рабом условностей, используя самонаблюдение и контроль сознания и управляя своими поступками через познание их глубинных причин и себя самого.
Только так задействуется ум, критериями выбора человека становятся нравственно-духовные ценности, ответственность и любовь, а страх исчезает сам собой. Главное, суметь в момент его возникновения спокойно и трезво заглянуть внутрь себя и понять, что для боязни нет причин, а неожиданные события есть испытания, которые нужно пройти и выдержать, обретая силы духа, веру и любовь.
Жизнь – прекрасна во всех своих проявлениях, пронизана красотой соответствий всего со всем, идеями Божественного Замысла и реализацией Творения. Лишь обусловленность и страх человека делают её тягостной и мучительной. Но всё это – следствия его отношений к субъективным восприятиям. Бо̀льшая часть жизни проносится мимо того, кто пытается укрыться от неё в «снах» мыслепредставлений, создавая множества иллюзий, условностей, догм и привязанностей.
Великие Учения призывают людей к простоте восприятий жизни и следовании её законам, но это оказывается самым сложным. Нет легких решений для суженного, зажатого страхом сознания; оно становиться тюрьмой для души и духа, черной воронкой, вбирающей в себя беспокойство и неуверенность, сомнения и разочарования. Воспринимать жизнь простой, радостной и многогранной способно лишь расширенное сознание, широкая душа.