Любые формы ограниченной модернизации либо отказ от неё всегда приводили правящие элиты к неудачам, иногда к краху, а во «время перемен» скорая гибель их в таком случае предопределена. Мобилизация народного хозяйства и всей совокупности общественно-политических, социальных и экономических отношений в стране неизбежна. Другое дело, кто её будет осуществлять: эта элита или другая, которая придёт той на смену? А изменения предстоят кардинальные, хотя и будут проводиться аккуратно и постепенно.

В России накопился целый комплекс взаимосвязанных проблем, требующих скорейшего разрешения. Это прежде всего противоречия национальных и личных эгоистичных интересов людей, а также государственного и частного секторов; противостояние целей внутреннего развития и внешнего экспорта; хаоса предпринимательства, разнонаправленных действий финансово-промышленных групп и их ставленников в министерствах, ведомствах, законодательных органах власти по получению и «распиливанию» бюджетных средств потребностям организационного и финансово-хозяйственного единства страны; спекулятивной и компрадорской деятельности Министерства финансов, ЦБ и частных банков задачам производства российских товаров, насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией и повышения жизненного уровня населения. И прочее, прочее.

При попытке разрешения этих проблем, которая, собственно, и является переходом к мобилизационная экономике, здесь – как с клубком ниток: если потянуть не за тот конец и не с той силой, он лишь ещё больше затянется. Поэтому заданный в начале статьи вопрос о том, кто, как, в какой последовательности и в какие сроки будет её осуществлять, становится важнейшим. Остаётся надеяться, что у нашей элиты, спецслужб и Президента с этим – полная или хотя бы относительная ясность.

Главный вывод, который можно сделать, оценивая происшедшие у нас и в мире за последние 30 лет события, заключается в том, что современный капитализм, опирающийся на частное предпринимательство и получение максимальной прибыли любой ценой, хотя и стимулирует личные (в основном эгоистичные) стремления людей, но даёт лишь временную эффективность данной формы хозяйствования. Да и то – за счёт расточительной безудержной эксплуатации природных и человеческих ресурсов, прежде всего в других странах, и монопольного уничтожения конкурентов (причём крупные корпорации всегда напрямую связаны с государством). А затем следует очередной кризис, каждый раз всё более серьёзный.

Эта изжившая себя совокупность государственно-экономических и социально-политических отношений неминуемо должна исчезнуть и появиться новая, о которой пока никто не говорит (возможно, просто не знают, что сказать), зато есть желающие реанимировать старую советскую (в которой были свои плюсы, но и немало минусов). Вернуться в прошлое не удастся (не для того её разрушали), но нужно использовать то лучшее, что каждая из этих двух систем содержала – личную инициативу граждан, национализацию системообразующих предприятий страны и централизацию структуры управления народным хозяйством.

Гармонизация народнохозяйственных отношений в России – первоочередная цель, а как власти и обслуживающие их научные институты будут её решать, посмотрим. Формирование Госплана, Госснаба и Госбанка на новых принципах оказывается при этом насущной необходимостью, система «общефедерального госзаказа» излишней, а выполнение государственных социальных обязательств само собой разумеющимся.

При мобилизационной системе хозяйствования деятельность Центрального и прочих частных банков становится не только ненужной, но вредной и преступной. А эффективность мобилизации будет зависеть прежде всего от качества работы госслужащих, и здесь вновь встаёт проблема повышения их компетенции и ответственности.

Что качается «закрытого характера системы национальных финансов», то он и так действует повсеместно: за исключением разного рода бирж и спекулятивных операций с валютой все сделки внутри страны осуществляются в рублях.  В СССР не было проблем с кредитованием предприятий, финансированием науки, образования, здравоохранения, социальной сферы и прочих «национальных программ», как и с обеспечением сбережений граждан, предприятий и организаций, только деньги эти не расходились по частным карманам и не выводились на зарубежные счета. В условиях мобилизации всё это надо восстанавливать.

 

««««1 ... 3 4 5 ... 8»»»»
открыть закладку    создать закладку