1. Жизнь «здесь и сейчас» и «под покровами майи»-иллюзии

Во многих древних учениях и позднейших философских трудах применяется термин «майя» (иллюзия), один из наиболее сложных в понимании и многозначности своих смыслов. Важнейший его аспект – эфемерность Мыслимого-бытия, как сочетания постоянно меняющихся образов, номенов, представлений и отношений мышления, порождаемых и воспринимаемых Мыслящим-«Я».

А также той мешанины воспоминаний прошлого и воображаемых фантомов будущего, густо сдобренной эмоциями, страхами и вожделениями человека, в которой часто теряются мгновения настоящего. Но именно они есть единственно «реальные» отражения (проявления) неведомого «То», которые считаются подлинной жизнью.

Присутствовать «здесь и сейчас», в этих меняющихся мигах возможно лишь при полном (или достаточно глубоком) познании себя и управлений собой. Это – истинное искусство бытия и главная задача, стоящая перед человеком. И хочу, чтобы ты научился этому искусству.

Жизнь определяется качеством и наполненностью своей – всей той суммой ощущений, впечатлений и реакций, которые составляют суть человеческого существования. А относительность её состоит в следующем.

Во-первых. Сознание индивида воспринимает (отражая, отображая и искажая) далеко не все первичные идеи Сферы Идей, но лишь те и так, какие и как способно воспринять.

Во-вторых. Преобразуя (материализуя) эти идеи в иллюзорные образы вещей и представления «внешнего мира», на самом деле принадлежащие «внутреннему пространству» мышления, разум наделяет их именами. И только посредством логических операций с абстрактными словами и понятиями он способен мыслить и познавать, определяя качества вещей, их соответствия и свои отношения к ним.

В-третьих. Нет «абсолютной» жизни, но есть относительное бытиё Мыслящего-«Я», как структура субъективных представлений и отношений мышления, выражаемых в его чувствах и ощущениях. Вместе с тем имеется всеобщая Идея Жизни – совокупность Божественных Законов и Принципов материального существования. Однако здесь следует учитывать беспредельность Иерархии Сознаний, воспринимающих и преобразующих внешние идеи в свои собственные, а также относительность реализаций ими Идеи Жизни.

В-четвертых. Жизнь есть лишь последовательность дискретных «кадров»-моментов настоящего, мультипликатно меняющихся на «экране» сознания. Эта изначальная субъективность восприятий Мыслящего преобразуется в иллюзию «объективной реальности» Мыслимого, которую он сам порождает и в которую неизменно погружён.

В-пятых. Формирование структуры представлений и отношений мышления всегда сопровождается разделением воспринимаемого бытия на «Я» и «не-Я», размещением элементов последнего во «времени и пространстве» относительно центра-«Я» (Пуруши-Познающего) и выработки субъективных отношений «Я» к «внешнему» миру.

Однако начало всех «пространств» и «времён» таится в самом сознании (мышлении). Оно есть единственный инструмент выявления из Ничто любых образов, представлений и их взаимосвязей. А все эти Нечто Мыслящий-«Я» рассматривает через призму своих отношений к ним – желаний, страхов, эмоций.

В этом – источник противоречий личности, не желающей принимать мир таким, каким он получается, и старающейся «подогнать» его под себя (хотя бы в воображении). «Всякое возможное есть нечто мыслимое» (Кант), однако далеко не всё мыслимое есть возможное.

***

Когда я писал, что главное – в состоянии сознания, а не в сопутствующих внешних обстоятельствах, то имел в виду не прошлые, уже произошедшие события, но настоящее. Истинные восприятия происходят «здесь и сейчас», в данные конкретные мгновения бытия; они и есть «реальная» жизнь. А воспоминания прошлого и воображения будущего – лишь виртуальные фантомы мышления (впрочем, сами мгновения тоже иллюзорны).

Напомню замечательные стихи Л. Дербенёва к песне из к/ф «Земля Санникова»:

 

открыть закладку    создать закладку