«Призрачно всё в этом мире бушующем,

Есть только миг, за него и держись,

Есть только миг между прошлым и будущим,

Именно он называется жизнь».

Платон, рассуждая о соотношении бытия и небытия, писал, что небытиё, как «несуществующее», отлично от бытия, как «существующего». Но само бытиё – лишь постоянно ускользающее дискретное мгновение «здесь и сейчас», тонкая грань между «было» и «будет». И его в некотором роде можно отнести к небытию.

Диалектически «существующее», как мгновение настоящего, всегда «есть», и вместе с тем его нет, так как оно сразу исчезает, сменяясь новым мгновением. А делает жизнь таковой мышление, непрестанно творящее виртуальное «бытиё» своих представлений и отношений, неизменно в нём пребывающее, познающее и соотносящее его разные стороны-аспекты с Мыслящим-«Я», центром всех восприятий.

Поэтому жизнь есть «покровы майи». И кроме субъективных иллюзий вспоминаемого прошлого и воображаемого будущего для сознания нет никакой иной «реальности».

Полностью избавиться от майи человек способен лишь в глубоком внутреннем сосредоточении и при познании своей истинной сущности. Но жить, воспринимая органами чувств внешние сигналы и реагируя на них, можно только в материальном мире.

«Покровы майи» – и абсолютны, и относительны. Они изначально присущи всему живому (но их можно познать и от них освободиться), проявляются через отношения человека и устраняются посредством изменения тех и состояния сознания.

Жизнь в настоящем, «здесь и сейчас» означает избавление не от майи, но от мешающих полноте восприятий представлений прошлого и будущего. А это требует непрестанного контроля сознания («где я в данный момент мыслями пребываю?»).

Обычный человек, проскакивая «здесь и сейчас» в метаниях между воображаемыми «было» и «будет», затрачивает на эмоциональные отношения к порождаемым им фантомам значительное количество психической энергии, сжигая себя и сам раздувая пожирающее его пламя. У него не остается ни времени, ни сил на восприятия красоты, гармонии мира, и ускользают радость и любовь, составляющие главные ценности жизни.

Жить в мгновениях настоящего, спокойно и отстранённо наблюдая за собой и за всем окружающим, – выгодно, так как позволяет накапливать силы и энергию для совершения правильных выборов и действий. Да и какой смысл реагировать на то, что уже произошло, или на то, что ещё не случилось?

Бытиё в настоящем, связанное с отказом от бесполезных эмоций и воображений, не только не «теряет свою красочность», но наоборот приобретает яркость и богатство чувственных ощущений. А человек, находящийся в «пленяющих мыслях о будущем посредством образов прошлого», теряет контроль над собой и силы.

О «реальности» сна. Любая структура представлений и отношений мышления – то Мыслимое-бытиё, которое выявляется на «экране» сознания, – является для Мыслящего-«Я» единственной «реальностью» существования (вспомни фильм «Матрица»). Разум человека не способен пребывать в нескольких мирах одновременно, но лишь в одном из них, хотя может перескакивать из него в другие (например, при шизофрении).

Сон есть цепь виртуальностей, выстраиваемых мышлением. В них воспроизводится информация, хранящаяся в памяти, преобразуемая из собственных идей ума, а иногда из внешних идей, недоступных в состоянии бодрствования, и используются бессознательные операции отображений. Поэтому сны за редким исключением – информационные «обманки». Главное – не то, «для чего люди их видят», но почему, и какая информация при этом откладывается в подсознании.

***

Страх заставляет человека вытаскивать из «загашника» памяти эмоционально-значимые кадры-фрагменты прошлого (только такие и запоминаются), сопоставлять их между собой посредством новых чувственных ощущений и экстраполировать в будущее, моделируя ожидаемые события через призму всё тех же эмоциональных реакций. Этот виртуальный «сон» разума, воображаемых представлений и отношений мышления нарушается лишь резкими психоэнергетическими прорывами в него настоящего.

 

открыть закладку    создать закладку